Австралийцы придумали название для одной из главных проблем современности.
Австралийцы выбрали слово года, отражающее массовое разочарование цифровыми сервисами, которые теперь многие рассматривают как машины для выкачивания денег. Слово (приблизительный перевод — "дерьмовизация"), созданное канадско-британским блогером Кори Доктороу, стало символом эпохи. Согласитесь, и правда, все больше людей сейчас теряют веру в платформы, некогда обещавшие удобство и прогресс…
Кори Доктороу, журналист и автор многочисленных книг о технологиях, впервые употребил термин в 2022 году, чтобы описать ухудшение качества онлайн-сервисов. В своем блоге он объяснил, что "enshittification" — это процесс, состоящий из трех стадий. На первой платформы стремятся удовлетворить своих пользователей, создавая комфортные условия. Затем они начинают злоупотреблять их доверием, чтобы угодить корпоративным клиентам. И, наконец, платформы выжимают из бизнеса все возможное ради прибыли для себя, доводя систему до полного краха.
Доктороу описал это явление как нечто "разочаровывающее, деморализующее и даже пугающее". Он сравнивает текущую ситуацию с "эншиттоценом" — эпохой, в которой все значимые цифровые сервисы превращаются в "гигантские кучи мусора". Эти слова нашли отклик у миллионов пользователей по всему миру, уставших от платных подписок, алгоритмов, подавляющих политические голоса, и бесконечной рекламы на популярных платформах.
Слово быстро завоевало популярность, став не только мемом, но и символом общественного раздражения. В прошлом году оно было признано словом года Американским обществом диалектологов. Теперь же его отметила организация, выпустившая самый крупный словарь австралийского английского — Macquarie Dictionary. Она ежегодно выбирает слово, лучше всего отражающее дух времени. По мнению жюри, оно идеально передает ощущение постепенного ухудшения качества услуг и контента, которое переживают многие из нас.
Согласно официальному определению, опубликованному на сайте словаря, "enshittification" означает "постепенное ухудшение качества продукта или услуги, особенно онлайн-платформы, вызванное стремлением к максимизации прибыли за счет сокращения качества".
На звание слова года претендовали и другие термины, такие как "право на отключение" (Right to Disconnect) — закон, позволяющий сотрудникам игнорировать рабочие вопросы вне рабочего времени, — и "rawdogging" (в прямом переводе — "голое путешествие"), обозначающее полеты без гаджетов и развлечений.
По словам Доктороу, проблема выходит за пределы технологического сектора. Дерьмовизация касается всех сфер, где жажда прибыли берет верх над интересами потребителей. Возможно, это шаг к более осознанному отношению к технологиям и к тому, чтобы сделать платформы снова удобными и безопасными для всех.
Подробнее:
Австралийцы выбрали слово года, отражающее массовое разочарование цифровыми сервисами, которые теперь многие рассматривают как машины для выкачивания денег. Слово (приблизительный перевод — "дерьмовизация"), созданное канадско-британским блогером Кори Доктороу, стало символом эпохи. Согласитесь, и правда, все больше людей сейчас теряют веру в платформы, некогда обещавшие удобство и прогресс…
Кори Доктороу, журналист и автор многочисленных книг о технологиях, впервые употребил термин в 2022 году, чтобы описать ухудшение качества онлайн-сервисов. В своем блоге он объяснил, что "enshittification" — это процесс, состоящий из трех стадий. На первой платформы стремятся удовлетворить своих пользователей, создавая комфортные условия. Затем они начинают злоупотреблять их доверием, чтобы угодить корпоративным клиентам. И, наконец, платформы выжимают из бизнеса все возможное ради прибыли для себя, доводя систему до полного краха.
Доктороу описал это явление как нечто "разочаровывающее, деморализующее и даже пугающее". Он сравнивает текущую ситуацию с "эншиттоценом" — эпохой, в которой все значимые цифровые сервисы превращаются в "гигантские кучи мусора". Эти слова нашли отклик у миллионов пользователей по всему миру, уставших от платных подписок, алгоритмов, подавляющих политические голоса, и бесконечной рекламы на популярных платформах.
Слово быстро завоевало популярность, став не только мемом, но и символом общественного раздражения. В прошлом году оно было признано словом года Американским обществом диалектологов. Теперь же его отметила организация, выпустившая самый крупный словарь австралийского английского — Macquarie Dictionary. Она ежегодно выбирает слово, лучше всего отражающее дух времени. По мнению жюри, оно идеально передает ощущение постепенного ухудшения качества услуг и контента, которое переживают многие из нас.
Согласно официальному определению, опубликованному на сайте словаря, "enshittification" означает "постепенное ухудшение качества продукта или услуги, особенно онлайн-платформы, вызванное стремлением к максимизации прибыли за счет сокращения качества".
На звание слова года претендовали и другие термины, такие как "право на отключение" (Right to Disconnect) — закон, позволяющий сотрудникам игнорировать рабочие вопросы вне рабочего времени, — и "rawdogging" (в прямом переводе — "голое путешествие"), обозначающее полеты без гаджетов и развлечений.
По словам Доктороу, проблема выходит за пределы технологического сектора. Дерьмовизация касается всех сфер, где жажда прибыли берет верх над интересами потребителей. Возможно, это шаг к более осознанному отношению к технологиям и к тому, чтобы сделать платформы снова удобными и безопасными для всех.
Подробнее: