Рынок киберпреступности Ч.2

wrangler65

Original poster
Ufo Member
Сообщения
25
Реакции
2
Посетить сайт

Внутренние «теневые правила»​

Теневые ресурсы имеют свою иерархию и внутренние строгие правила, которые направлены на регулирование общения среди участников. Есть также нормы, регулирующие торговлю продуктами и услугами. В целом на теневых ресурсах существуют стандартные запреты: спам, токсичное поведение, публикация вредоносных ссылок и файлов (которые направлены на заражение самих участников), доксинг (doxing — раскрытие личных данных).
  • Примечательно, что на русскоязычных форумах запрещена работа (вредоносная активность) на территории России и стран СНГ. Например, продавец Meduza Stealer был заблокирован на форуме из-за того, что вредоносное программное обеспечение использовалось в атаках на российские организации.
Запрещена также реклама программ-вымогателей или поиск сотрудничеств для их распространения. Но и такой запрет успешно обходится. Например, представители банд шифровальщиков скрывают поиск аффилированных лиц под предлогом найма пентестеров в команду или ищут поставщиков доступов в корпоративные сети.
Рисунок 9. Объявление о поиске поставщиков доступов

Рисунок 9. Объявление о поиске поставщиков доступов​

Маркеты​

Модель работы дарквеб-маркетплейсов схожа с легальными платформами электронной коммерции. Такие маркетплейсы предоставляют площадку для продавцов и покупателей нелегальных товаров и услуг, таких как украденные данные, продажа ВПО или взлом систем на заказ. Как и маркеты в обычной жизни, теневые торговые площадки зарабатывают с комиссии: получают процент с каждой продажи. Доступ к некоторым «темным маркетплейсам» можно получить только при одном условии — оплатить его.
Рисунок 10. Теневой маркетплейс

Рисунок 10. Теневой маркетплейс​

Telegram​

Telegram занимает важное место в плане по организации рынков киберпреступных товаров, позволяя реализовывать несколько функций одновременно: коммуникацию, маркетинг и проведение сделок. Стоит отметить, что киберпреступники часто обсуждают подробные условия соглашений лично, не указывая всех деталей в объявлениях. Основными каналами для переговоров являются мессенджеры (Telegram, Tox, Element, Briar).
Telegram стал популярным среди киберпреступников не только для общения, но и для рекламы и распространения услуг. Продавцы создают каналы для продвижения своих товаров. Там они могут публиковать информацию о важных обновлениях, скидках и акциях. Такие каналы также позволяют поддерживать связь с клиентами, например быстро откликаться на недоступность сервисов или читать отзывы покупателей для улучшения продукта. Доступность и широкая база пользователей позволяют легко привлекать покупателей и распространять информацию о своих услугах. Ведь в отличие от даркнета, для доступа в Telegram не требуется установка специализированного программного обеспечения.
Рисунок 11. Сообщение об обновлении ВПО в телеграм-канале

Рисунок 11. Сообщение об обновлении ВПО в телеграм-канале​

Кроме того, в 2021 году рынок киберпреступности расширил свое влияние, частично перейдя в Telegram. Как было показано

Авторизируйтесь или Зарегистрируйтесь что бы просматривать ссылки.

, спектр услуг, представленный в мессенджере, был довольно значительным. Связано это было с закрытием больших площадок в даркнете. В свою очередь, Telegram как средство распространения товаров только процветал.
Стоит отметить, что 23 сентября 2024 года Павел Дуров (генеральный директор Telegram)

Авторизируйтесь или Зарегистрируйтесь что бы просматривать ссылки.

, что платформа усилит модерацию и будет передавать данные пользователей по запросам властей. Тем временем злоумышленники на теневых ресурсах начали обсуждать поиск альтернативных каналов связи, например Tox, Signal, Matrix. Возможно, в скором времени киберпреступники обратно перейдут на форумы или будут создавать свои альтернативы (Telegram или форумы).
  • Большинство платформ, будь то форумы, маркетплейсы или Telegram, придерживаются схожих общих правил. Однако детали могут различаться, например, если речь идет о площадке, ориентированной на определенный регион.

Теневой бизнес как зеркало легального мира​

Теневые платформы часто воспринимаются как нелегальный мир без правил. Однако в их работе можно заметить принципы, знакомые каждому, кто сталкивался с бизнесом: репутацию, маркетинг и клиентский сервис. На подпольных площадках, например, также встречаются программы багбаунти, которые помогают защищать платформы от наступления недопустимых событий.

Репутация и отношения с клиентами​

В мире подпольных рынков репутация и статус играют важную роль. Конкуренция на теневых ресурсах высока, и для успешной работы на этих площадках продавцы вынуждены учитывать множество факторов, чтобы выделиться. Они стремятся поддерживать высокий уровень доверия, так как от этого напрямую зависит их успех. Если у продавца хорошая репутация, он может позволить себе устанавливать более высокие цены на товары или услуги и рассчитывать на стабильный клиентский поток. Удовлетворение потребностей покупателей и своевременные ответы на их вопросы (многие продавцы предоставляют поддержку практически 24/7) способствуют формированию лояльной клиентской базы. С развитием сервисной модели поддержка выходит за рамки клиентов и также касается членов команды. Наряду с технической поддержкой теперь появилась психологическая помощь. Злоумышленники, стремясь создать эффективные команды, начинают выстраивать структуру, в которой забота об участниках группировки становится частью общей стратегии успеха. Бизнес-модель все больше напоминает внутреннюю корпоративную культуру, где важными элементами являются не только профессиональные навыки, но и эмоциональная поддержка.
Рисунок 12. Объявление о поиске сотрудников в команду

Рисунок 12. Объявление о поиске сотрудников в команду​

Пользователи могут оставлять отзывы, в которых высказывают свои пожелания и предложения по улучшению продуктов или услуг, например запросы на обновления или улучшение функциональности. Разработчики часто реагируют на такие отзывы, внося необходимые изменения, чтобы соответствовать ожиданиям клиентов и повысить уровень их удовлетворенности.
Рисунок 13. Отзывы на продукты в дарквебе

Рисунок 13. Отзывы на продукты в дарквебе​

Наравне с пожеланиями или положительными отзывами, некоторые пользователи могут высказывать недоумение о завышенной цене на предложенный продукт. Например, комментарии о необоснованности ценовой политики влекут за собой снижение спроса на предложение и, скорее всего, покупатели выберут другого поставщика услуг. Хотя если разработчик сможет объяснить высокую цену, возможно, это выведет товар в категорию «премиальных».
Рисунок 14. Сообщение о завышенной цене

Рисунок 14. Сообщение о завышенной цене​

Маркетинг​

Важным элементом успешной конкурентной стратегии стало создание лендингов для привлечения клиентов. Грамотный дизайн и хорошо структурированный лендинг могут сыграть решающую роль в том, чтобы удержать внимание покупателя и побудить его к покупке.
Рисунок 15. Лендинг одного из продуктов

Рисунок 15. Лендинг одного из продуктов​

Кроме того, наличие юзер-френдли интерфейса стало практически обязательным. Благодаря наличию удобного и красивого интерфейса, покупатели тратят меньше времени на изучение часто сложных инструментов и быстрее переходят к использованию продукта. Предоставление юзер-френдли интерфейса также становится важным способом выделиться среди конкурентов. Продукты, которые легче использовать (даже если они предлагают более ограниченную функциональность), приобретают популярность быстрее, чем сложные инструменты. Все это происходит вследствие нацеливания продавцов на менее технически подкованных покупателей. Итог такой: чем проще пользоваться продуктом, тем больше клиентов готовы его приобрести. Если же говорить о продвинутых злоумышленниках, то для них на первое место встает не столько простота использования, сколько функциональность и стабильность работы решения.
Рисунок 16. Отзыв об интерфейсе

Рисунок 16. Отзыв об интерфейсе​

Еще одним примером успешной конкурентной стратегии в «теневых» кругах являются акции, приуроченные к общеизвестным праздникам. Так, один из дарк-форумов в своем телеграм-канале запустил акцию в честь черной пятницы, предложив скидку 50% на все тарифные планы, включая повышение привилегий аккаунта. Подобный ход еще раз демонстрирует, как злоумышленники адаптируют традиционные маркетинговые приемы под реалии даркнета.
Рисунок 17. Акция на черную пятницу

Рисунок 17. Акция на черную пятницу​

 

Название темы